Шадфар Давуди: как иранский нефтяник поверил в Томск, а Томск — в него / Центр Хериот-Ватт ТПУ
Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Шадфар Давуди: как иранский нефтяник поверил в Томск, а Томск — в него

Шадфар Давуди, инженер-исследователь Центра Хериот-Ватт и аспирант Томского политеха, рассказал о том, как оказался в России и почему выбрал Томск для своей научной работы.

Иран — четвертая в мире страна по запасам нефти. Поэтому нефтяник там — очень престижная профессия, и чем лучше у специалиста образование, тем больше перспектив у него в отрасли. Шадфар Давуди получил степень магистра в Технологическом университете Шарифа в Тегеране, лучшем техническом вузе своей страны, а в аспирантуру поступил в Томский политех, который выбрал в первую очередь из-за позиций в рейтинге QS.

«В Иране вся экономика зависит от нефти. Если ее не будет, наш уровень жизни будет совсем другим, поэтому профессия нефтяника очень важна. Вторая востребованная и уважаемая профессия в Иране — медицина. Но к ней я склонности не чувствовал — с детства я хотел стать инженером, потому что мне нравилась физика и математика. И когда пришло время поступать в вуз, выбрал нефтяной инжиниринг. Ни разу не пожалел: на 3-4 курсе, когда начались специальные предметы, я прям влюбился в свою профессию! Если сейчас вернуться на 12 лет назад, ее же и выберу».

Шадфар Давуди, инженер-исследователь Центра Хериот-Ватт

Степень бакалавра Шадфар получил в маленьком «нефтяном» университете в своем регионе, магистра — в Технологическом университете Шарифа, лучшем техническом вузе Ирана. Был признан лучшим студентом магистерской программы и даже получил патент на собственную разработку — антифильтрационный буровой раствор с использованием целлюлоидных микрочастиц. Когда пришло время идти на следующую ступень образования, Иран как раз накрыло очередной волной санкций.

В 2017 году он приехал в Москву и три месяца учил русский язык в Российском университете дружбы народов. Поскольку в РУДН была только геология, а Шадфара интересовало бурение, он начал искать другие вузы для поступления на профильную специальность.

«Посмотрел QS, увидел, что в Томском политехническом университете есть Инженерная школа природных ресурсов с хорошим рейтингом, что там есть нужная мне специальность «Технология бурения», поэтому решил приехать в Томск. Сразу скажу, что рейтинг в QS оказался настоящим — я нашел ТПУ действительно очень хорошим университетом».

Шадфар Давуди, инженер-исследователь Центра Хериот-Ватт

В самом университете незнание русского языка не было проблемой — многие вокруг говорили на английском. Однако учить русский Шадфар все равно продолжил — надо же общаться в быту! Когда он первый раз шел на языковые курсы в 19-й корпус ТПУ, увидел флаг Heriot-Watt — британского вуза, одного из топовых в мировой нефтегазовой индустрии. Как потом оказалось, совместный центр двух вузов — Центр Хериот-Ватт.

«Я удивился: не знал, что в Томске есть Heriot-Watt. Первый профессор, которого я здесь встретил, был Виталий Павлович Меркулов — не только очень чуткий и отзывчивый человек, но и лучший специалист в геофизике, с которым мне приходилось общаться. И он пообещал мне устроить встречу с директором Центра Валерием Рукавишниковым, ее назначили на 16 марта — еще месяца не прошло, как я приехал в Томск. Валерий спросил меня, где я учился. Я также рассказал, что в Тегеране работал ассистентом преподавателя: проводил лекции и практические занятия по геофизическим исследованиям скважин (ГИС)».

Шадфар Давуди, инженер-исследователь Центра Хериот-Ватт

Сейчас Шадфар Давуди — аспирант ИШПР ТПУ и сотрудник Центра Хериот-Ватт. Как ученый он занимается двумя темами: первая — разработка синтетических полимеров и наночастиц для использования в буровых растворах и повышения нефтеотдачи, вторая — применение алгоритмов искусственного интеллекта и методов машинного обучения в нефтегазовой индустрии.

«Помню, в 2019 году Валерий Рукавишников спросил, знаю ли я, что такое machine learning. На тот момент я не был знаком с этим направлением, но сказал, что готов учиться. Начал разбираться, прошел курс на английском и присоединился к команде – в нашей группе есть коллеги из Ирана, Канады, Шотландии. Это интересная и перспективная тема в нефтегазе, разработки на основе искусственного интеллекта помогут сэкономить много ресурсов. В своей работе я рассматриваю разные характеристики нефтяного резервуара, его геологию и параметры бурения. Они поверяются в лаборатории, но также мы можем предсказать их, используя машинное обучение. Например, во время бурения скважины нам необходимо своевременно знать литологию, чтобы избежать проблем, возникающих при бурении, и выполнить оптимизацию соответствующих процессов. Именно здесь можно использовать глубоко проработанную модель машинного обучения, чтобы предсказывать литологию во времени, применяя доступные буровые и геофизические данные. Я думаю о том, чтобы продолжить эти исследования в докторантуре. Очень рад, что в Томске могу заниматься тем, что мне по-настоящему нравится. Это важно для каждого человека».

Шадфар Давуди, инженер-исследователь Центра Хериот-Ватт


Полную версию материала читайте по ссылке.