Чем занимаются магистры Heriot-Watt на финишной прямой / Центр Хериот-Ватт ТПУ
Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Чем занимаются магистры Heriot-Watt на финишной прямой

На этой неделе в Центре прошли защиты групповых проектов: комиссия в составе руководства Центра, ведущих преподавателей и представителей нефтяных компаний оценили последнюю коллективную работу студентов шотландского университета – групповой проект по разработке месторождений (Field Development Project или «FDP»).

Исследования, которые проводят участники магистерских программ Центра Heriot-Watt, далеки от формата предлагаемого классическими российскими вузами. Это предпоследнее испытание дает не только обширные практические навыки работы с промысловыми данными, но и воспитывает корпоративный дух, взаимопонимание и умение работать в команде.

Реализация группового проекта

Слушатели каждой программы делятся на команды, объединившись по 5-6- человек. Каждая команда получает в свое распоряжение набор реальных промысловых данных по одному из месторождений Западной Сибири (структурные карты, каротажи по 6-8 скважинам, данные испытаний и гидродинамических исследований в этих скважинах, свойства флюида, доступ к керну и результатам его анализов, экономические параметры), а затем приступают к работе над проектом по разработке месторождения. Чтобы грамотно организовать проект, команды должны рассмотреть вопросы построения геологической модели, оценки запасов месторождения, построения гидродинамической модели, оптимизации системы разработки, сформировать план бурения, принять технические решения по оборудованию скважин, провести экономические расчеты, анализ неопределенностей и конечно рассмотреть экологический вопрос.

Результат работы — проект по разработке месторождения. Он защищается на английском языке перед экспертной комиссией, в состав которой входят преподаватели Центра, представители нефтяных компаний, проектных институтов.

Выбор лидера: зависит ли от него успех команды?

В каждой команде по результатам тимбилдинга и голосования участников (командообразующий тренинг в игровой форме) определяется лидер.

В реальной профессиональной сфере похожую роль выполняет ведущий специалист, ведущий инженер, руководитель проекта(ов) и т.д. Таким образом студенты, на которых выпала управленческая ответственность в групповом проекте, должны проявить всю свою объективность, коммуникабельность, выдержанность и твердость лидерского решения.

Откровенно говоря, это сложная задача и только в теории звучит героически красиво. На деле, как понимаете, все гораздо сложнее.

Зависит ли успех только от лидера? Лишь отчасти. Человеческий фактор может сыграть злую шутку даже с самым уравновешенным человеком. В такой ситуации важна поддержка коллектива. Групповой проект – это одно из самых интересных и сложных испытаний, по мнению большинства выпускников Центра. В целом и геологи, и разработчики справились с заданиями благополучно.

Советы магистрантов

Максим Масалов, участник группового проекта (PE):

«Думаю, нужны разнопрофильные специалисты: кто-то любит теорию и вычисления, кто-то — технику, у кого-то — слог как быстра реченька журчит. «Командир» должен быть стратегически подкован в реализации проекта, на мой взгляд, и применять сильные стороны каждого члена команды. От участников нужны не столько знания, сколько желание! Научиться и прочитать можно, а вот сплотиться и подружиться получится далеко не у всех»

Владислав Силаев, участник группового проекта (REM):

«Важно чувствовать себя нужным команде… участник не должен зацикливаться только на своей части отчета/презентации. Пусть даже поверхностно, но человек должен иметь представление, как концептуальное, так и практическое, об исследованиях товарищей и их профессиональных выводах. Очень важно понимать, что, сосредоточившись на одной и той же мысли, сложно помочь команде. Вы не сможете принести новые идеи и обратить свои взгляды в другие области проекта — не сможете провести корреляционную связь между своей работой и коллег!»

Зифа Рахимова, участница группового проекта (РЕ):

«В команде важно слышать друг друга, учитывать мнения товарищей и принимать решения коллективно. А если соображения расходятся, то окончательное решение лучше возложить на капитана. Поддерживайте дружелюбную атмосферу, она просто необходима в такой сосредоточенной и внимательной работе. Порой полезно разрядиться в кругу команды и посмеяться»

Что дальше?

Марафон по успешному завершению обучения в магистратуре Heriot-Watt еще не окончен! Опыт работы над коллективным проектом пригодится, чтобы написать магистерскую диссертацию. И это уже ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ каждого учащегося.

В течение третьего семестра каждый слушатель выполняет также исследовательскую работу в одной из областей нефтяного инжиниринга. Темы работ формулируются с учетом потребностей нефтяных компаний и могут иметь характер критического обзора, экспериментального или аналитического исследования, компьютерного моделирования объектов и процессов в резервуаре и скважине. Исследовательскими работами руководят эксперты университета Heriot-Watt и консультанты Центра.

Результатом является магистерская диссертация — законченное научное исследование, выполненное и защищаемое на английском языке перед экспертной комиссией, включающей в себя ведущих специалистов нефтяных компаний и преподавателей Heriot-Watt и ТПУ.